Поэзия как отражение окружающего мира
Рассмотрим, как развивалась поэзия за промежуток времени с конца 19-го века до настоящего времени в России. Тогда мы поймем, на сколько окружающий мир влияет на произведения поэта.
Рассматривая один из промежутков времени, мы сможем понять, как поэзия претерпела значительные изменения, отражающие эволюцию языка, культурные и общественные изменения.
В 19-м веке поэзия была ориентирована на классические традиции русского литературного наследия. Многие поэты того времени, такие как Александр Пушкина, Михаил Лермонтов, писали в стиле романтизма или реализма. Характерными признаками этой эпохи были:
- Использование традиционных русских мотивов
- Ориентация на эмоции и чувствительность
- Употребление классических форм и стилистик
В начале 20-го века появились новые поэтические направления, такие как:
Символизм
Поэты, такие как Александр Блок и Вячеслав Иванов, начали использовать символы и аллегории для создания новых текстов. (Аллегория — это художественное представление идей ,понятий посредством конкретного художественного образа или диалога. )
Акмеизм
Это поэтическое направление в русской поэзии 1910-х годов.
Особенности акмеизма:
- Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
- Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы.
- Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова..
Поэты, такие как, Сергей Есенин и Осип Мандельштам, начали использовать язык, который был более простым и эмоционально насыщенным.
Экспериментальный стиль и новый язык
1920-х годах, появились новаторы, которые начали использовать экспериментальный стиль и новый язык. Многие поэты того времени, такие как Владимир Маяковский, писали о политике и социальных изменениях.
В 1930-х годах появилось движение: социалистический реализм. Поэты, такие как Николай Тихонов и Павел Антакольский, начали использоваться язык, который был более официальным и идеологизированным.
С 1950-х годов появились новые направления:
В этот период начали использовать язык, который был более экспериментальным и неформальным.
Авангард
Поэты, такие как Дмитрий Пригожин и Ирина Вилоризарова, начали использовать новый формат и стилистик.
С 1980-х годов появились новые направления:
Неоромантизм
Андрей Герасимов и Борис Дралюк, начали использовать в своих стихах более эмоциональный и чувствительный язык.
Постсоветская поэзия
Денис Давыдов и Ирина Рильке, начали исследовать темы переходного периода и социальных изменений
В наши дни поэзия в России продолжает эволюционировать:
Цифровая поэзия
Это форма электронной литературы, демонстрирующая широкий спектр подходов к поэзии с заметным и решающим использованием компьютеров.
Цифровая поэзия может быть доступна в виде CD-ROM, DVD, в виде инсталляций в художественных галереях. В некоторых случаях также поэзия записана в виде цифрового видео или фильмов. В виде цифровых голограмм во Всемирной паутине или Интернете , в виде приложений для мобильных телефонов.
Такие поэты, как Алексей Цветков и Елена Шапошникова, начали использовать цифровые технологии для создания новых форм и стилей.
Современная поэзия: такие поэты, как Сергей Никитин и Ольга Буднева, продолжают исследовать темы идентичности, памяти и социальных изменений.
В целом, поэзия в России эволюционировала в ответ на изменения языка, культуры и общества. Сегодня поэзия остается гибкой и, способной адаптироваться к новым технологическим и социальным изменением
Взаимосвязь поэзии и сознания
Рассматривая всю историю развития поэзии за определённый период, можно понять, что в поэзии отражается влияние окружающей среды на человеческое сознание. Сознание, как продукт окружающей среды, интерпретирует и оформляет свои переживания в поэтическом виде.
Чтобы не покушаться на авторство других поэтов, рассмотрим на примере стихов моего мужа (стихи.ру Юрий Викторович Вакуленко) как окружающая среда влияет на творчество поэтов.
Рассмотрим, как воспринимаются стихи, созданные под влиянием различной окружающей среды:
1, Гражданская лирика (отображает строй в котором живет поэт)
Во все времена такая лирика преследовалось, если она не восхваляет власть. Гражданская лирика, которая преследовалась властью, была запрещена и жила среди людей в виде стихов, куплетов, басен, песен.
Эти стихи Вакуленко Юрия Викторовича никогда не публиковались. Времена «застоя»
Слуга народа 1984 год
У народных слуг прислугой.
Каждый дом битком набит.
У хозяев от натуги
Очи лезут из орбит.
У народных слуг машины,
Персональные притом,
А хозяева отчизны
Кто в трамвае, кто пешком,
Не обходится без драки,
Каждый лезет напролом,
То дерутся как собаки,
То братаются потом.
В полумраке мат за матом
Под колёсный перестук,
Где-то мирно спят в кроватях
Сотни тысяч наших слуг.
Им как нам вставать негоже,
День, встречая при луне.
Пусть лоснящиеся рожи,
Улыбаются во сне.
У хозяина дорога.
Через годы нелегка,
Пусть ещё поспит немного
Его величество слуга.
Басня про зайцев 1985 год
С трудом зевок преодолев
Блюдя порядок в управлении
На троне восседая лев,
Читал от зайцев заявление
Писали зайцы льву о том,
Что год от году жить им хуже
Имеет каждый зверь свой дом
Они лишь зайцы под кустом
Должны терпеть и зной и стужу.
Они просили льва помочь
Их не оставить без вниманья
Но лев бумагу бросив прочь
Отдал немедля приказанье.
Забыв достоинство и честь.
Всех зайцев выловить и съесть.
Мораль ясна без лишних слов
Не допускайте к власти львов
Басня про шакала и осла 1984 г
Шакал осла однажды приласкал,
И наш осёл неузнаваем стал.
Так о себе безмерно возомнил,
Что выразить в словах не хватит сил.
А по ночам, когда все в мире спят,
Осёл, с шакалом рядышком сидят
И разрывая воем тишину
С тупым азартом смотрят на луну..
Осёл, всю эту дружбу принимал
За чистую монету, но шакал
Имевший, с детства правило такое
В ослах и овцах видеть лишь жаркое.
Ослов таких немало повсеместно
И чем кончается всё это, вам известно
Где б ни был ты и что б с тобой не стало
Не будь ослом и не дружи с шакалом.
Песня созданная ИИ
Стихи Вакуленко Юрия Викторовича, музыка, исполнитель ИИ
Дорога жизни
Громады скал, опасных троп немало.
Я мог бы обойти их стороной,
Но этот путь мне совесть указала.
Мне многие со страхом говорят,
Постой, вернись, погибнешь не за что ты.
Презрительно на них бросая взгляд
Карабкаюсь в незримые просторы.
Мне цель ясна, иль поднимусь победно
Свой идеал свершившейся мечты,
Или погибну где ни будь бесследно
Нечаянно сорвавшись с высоты.
Лишь вам не страшно горное падение
С высокой поднебесной кручи,
Плывёте вы в простор миротворения
Празднично — кочующие тучи.
А я боюсь, всё время оступиться,
Хоть мне не страшна это высота,
Обидно так у финиша свалиться
(прощая тогда желанная мечта)
Прощай всё то, что сделано за годы
Ничтожно малый, но упорный труд.
Я не люблю как тучи в небосводе
Бессмысленно — кочуя уплывут.